ФЕОДОТ КАРПОВИЧ ФЕДОТОВ


У могилы Феодота Карповича на кладбище с.Тагашево


О старце Феодоте Карповиче, слуге Господнем, Подвижнике благочестия XIX века. Казань: типография ОАО Казанский завод "Электроприбор". 2010. 40с.

Скачать pdf


 

Андрей Гурьевич Лошадкин

Рассказ о Федоте Карповиче, Божьем человеке, народном целителе

Мне было четырнадцать лет, когда 6 января 1895 года в деревне Арыш-Хазда Казанской губернии Кулаевской волости на семидесятом году от роду умер крестьянин Федот Карпович Федотов.
Многое можно писать о Федоте Карповиче. Но главное в том, что в крепостные времена он мог получить знания из книг и делился ими с окружающей его крестьянской средой. Он мог морально влиять на нравственный облик крестьян и сдерживать их от разных порочных проявлений. А это говорит о его высоких нравственных качествах.
Свой дух он поднял очень высоко. Я, как сейчас, вижу его изможденное лицо, проницательный взгляд и большую седую бороду. А также полуседые длинные волосы на голове, которые были расчесаны на прямой пробор. Волосы бороды и головы содержались в порядке.
Своею жизнью он приобрел широкую известность на сотни верст в округе. В последние годы его очень много посещало народу с разными просьбами и за советом. Он никому не отказывал, всех принимал, многих исцелял, хотя сам, порой, едва держался на ногах.
К нему приходили, приезжали люди с разных сторон. Это были люди разных сословий, разного достатка: крестьяне, трудовая интеллигенция из города, богатые помещики и даже дворянского звания люди. Его слова, его внушения были сильны, и люди рядом с ним чувствовали себя неспокойно. Федот Карпович, принимая просителя, не дожидался его рассказа. Он сам говорил, как тот себя ведет и что ему нужно изменить в жизни или поведении. Многих его слова заставляли задуматься.
Приходили к нему люди запойные и с другими пороками. Он их успокаивал и давал наставления и советы. Так что они уходили от старца с большим желанием жить по-человечески. Приходили к нему люди нездоровые, он им тоже помогал. Крестьянин приходил к нему в келью, дворянин или человек образованный, для каждого он находил духовные слова и даже исцеления. От него люди выходили с желанием жить и не грешить
Большую силу имел этот хилый, тщедушный человечек, который в 50 лет выглядел, как 80-летний старик.
Еле держась на ногах, он всегда опирался на посох. Спал он мало. Много читал, кроме религиозных книг читал книги научные, философские. Во многих областях знаний был он для своего времени хорошо осведомленным человеком.
Детство и отрочество Федота Карповича (относится к концу 30-х и началу 40-х годов 19 столетия) были нерадостны. И в нем, от природы тихом и вдумчивом, рано развилось чувство набожности, склонность к сосредоточенности, к уединению. Начиная с юных лет, он увлекался чтением религиозных книг.
Где и у кого он научился читать, мне не известно. Но слышал от дедушки, маминого отца, что Федот Карпович уже в двенадцать умел хорошо читать, что в те времена было редкостью. Был он тихий и скромный мальчик. Ни в каких детских играх он участия не принимал, сидел больше за книгами, что - либо прочитавши, вдумывался. Его с юных лет уважали стар и млад, так как он с детства был вежлив и почтителен. Дети его возраста с ним считались, так как он стоял выше их головой по развитию и сдерживал их дикие шалости, если приходилось быть среди них. Подрастая, он перестал совсем бывать среди
молодежи, а все свободное время от хозяйственной и полевой работы проводил за чтением книг.
Его современники - сверстники по возрасту – плохо помнят его, так как он с ними почти не бывал. А старые люди того времени помнят его больше, так как он с ними
больше проводил времени и рассказывал им из прочитанного. Говорил он не торопясь, плавно и понятно. Читать до того любил, что, едучи на лошади в поле, он
читал книгу. На пашне, давая отдохнуть лошади, он вынимал книгу и читал. Без книги он никогда не выходил.
Будучи крепостным человеком, он выполнял то задание, что полагалось, и находил время почитать.

Когда ему минуло восемнадцать лет, как единственного сына у родителей, барин приказал его отцу женить его, так как на него дадено тягло земли. Как он ни отговаривался, как ни упрашивал помещика и родителей, но, в конце концов, ему пришлось покориться воле помещика. И воли родителей он не переступил, а повиновался. Его обвенчали в церкви с умной и чрезвычайно бойкой и красивой девушкой. Она была из хорошего дома бывшего Николаевского солдата деда Кондратия, который дожил до глубокой старости, не переставая чинить обувь за небольшую цену для многих обитателей деревни Арыш-Хазды. А Федот Карпович много перенес горя с женой Татьяной Кондратьевной в своей жизни с ней. Ведь он посвятил себя Богу, а она рожала детей от других мужчин.
Дед Кондратий и его супруга оба пережили свою единственную дочь Татьяну Кондратьевну, которая умерла в возрасте пятидесяти лет, оставивши после себя семилетнего сына Егора. Он воспитывался у своего брата Федора Федотьевича после смерти матери.
У Татьяны Кондратьевны было до Егора еще четверо детей. Старшая дочь - Анна, вторая - Васса, третий сын Федор, и четвертая - Мария. Все они были уже взрослые, когда родился Егор. Трое первых были замужем и женаты, а четвертая Мария ходила в невестах.
Детей Татьяны Кондратьевны Федот Карпович воспитывал умело, и они его очень почитали. Когда дети были еще малы, Федот Карпович, выйдя на волю после крепостного права, стал, как и все крестьяне, работать на себя. Работал он не спеша, ни себя не утомляя, ни лошадь, а тем паче детей. Шло у него все своим чередом.
В их дому не слышно было ни ссоры, ни брани, одни только веселые голоса детей нарушали тишину этого дома. Да и то, когда не было дома тятеньки, так дети звали Федота Карповича. А при нем веселого смеха уже не слышно было, так как дети считались с отдыхом Федота Карповича и вели себя как взрослые. Он их не бранил, на них не кричал, а они его не беспокоили, когда он сядет читать, или встанет на молитву.
Как правило, у него ежедневно было заведено прочитать те полагаемые утренние и вечерние молитвы, что установлены церковным уставом. Он не ленился даже в тяжелые полевые работы их прочитывать, а потом уже ехать на работу утром, а вечером ложиться спать. Так шла его однообразная, но спокойная семейная жизнь. Жить он богато не жил, но и не жил плохо. Дети стали друг за другом подрастать, и работники поспевали и дело у Федота Карповича пошло еще лучше.
Татьяна Кондратьевна, хотя и была женщиной развитой, но она была хорошей хозяйкой и заботливой матерью. Первые две дочери были выданы замуж, а старший сын рано принялся за крестьянскую работу, так как был малым крепким и бойким. Он сменил Федота Карповича в четырнадцать лет. На пашню Федот Карпович стал брать Федора с двенадцати лет. Он помогал отцу боронить, а потом и пахать. Но одного его пахать не посылал, а ехал с ним сам. Свободное время проводил за книгой и размышлением о прочитанном. Шли года за годами, как подоспел быть хозяином и сын Федор.
После того, как Федот Карпович женил сына, он попросил у общества одно неудобное место между двух оврагов, которое ему и дали. Он одну из своих холодных амбарушек перенес на этот бугор и поставил небольшую хибарку, где и поселился жить, оставив семью жить своей жизнью.
Будучи по своим годам еще средних лет, Федот Карпович весь отдался иной жизни. Его редко кто видел в будни, да и то только в воскресенье и праздничные дни в церкви. Обыкновенно Федот Карпович вставал в уголок, чтобы никому не мешать, да и ему чтоб не мешали. По сторонам он не смотрел, а слушал церковное пение и служение и по-своему молился.
Ходил он всегда к утрени. А после утреннего служения в перерыве перед обедней, если было тепло, сидел в ограде и рассказывал слушателем про жизнь и страдания святых угодников. Если это было зимой, или осенью - то в церковной сторожке. Не то память у него была богатая, не то он много читал, но только рассказывал он интересно, и слушать его хотелось. После, уже будучи дряхлым и слабым, он не мог ходить пешком. Его возили в церковь на лошади, и он все продолжал поучать и рассказывать слушателям в эти перерывы между утреней и обедней.
Домой он ходил редко, так как дом был далеко, а ему удушье не позволяло много ходить. Питание получал из дома. Но что это было за питание! Он почти ничего не ел, так как всю свою жизнь питался с воздержанием. Пока работал в поле и по дому, то, конечно, питался лучше. Мясного он не ел. Его питание - вода и хлеб с солью. Хотя мог бы и без мясного питания поддерживать свое здоровье другими продуктами. Но о здоровье он меньше всего
думал, так как основой его жизни были пост и молитва. А остальное - на втором плане.
Летом ходил он в самотканом понитке, фуражке и кожаных сапогах. Осенью и зимой - в более теплом одеянии. Под старость, а она у него наступила рано, он одевался в так называемый ватник, валенки и шапку.
Федот Карпович правил утреннюю и вечернюю молитвы, даже едва держась на ногах.
К нему стали ходить старые люди на совместную молитву. Стали подражать ему, перестали пить вино, есть мясо, перестали ругаться нецензурными словами и начали вести себя более сдержанно. Так пример его стал поучителен.
С ним часто беседовал и всегда удивлялся его знаниям Дмитрий Александрович Корсаков - профессор истории Казанского императорского университета, помещик из Арыш-Хазды.
Когда приехал в наш приход новый священник, вместо умершего отца Красновидова, ему рассказали, что есть у нас необычный старичок. Живет он отдельно от семьи и молится еще и с другими старыми людьми. Священник вообразил, что тут народилась какая-то секта, и сообщил об этом в Консисторию.
Все это узнал профессор Корсаков. Когда в Троицу принимал он иконы, попросил нового священника остаться обедать в имении. Обрисовал ему всю жизнь Федота Карповича и посоветовал познакомиться с ним поближе. Отец Алексей Алексеевич Аннинский так и сделал. Поговаривали, что после того отец Алексей при всяком удобном случае старался завернуть к старцу и засиживался подолгу. О чем шли разговоры, я не знаю. Но знаю, как старец излечил отца Алексея.
Священник рассказал старцу, что давно страдает болезнью ног, что много лечился, но не помогло. Поскольку на больных ногах он уже не мог выстаивать долгие службы, пришлось ему даже оставить диаконскую вакансию в Казанском Кафедральном Благовещенском соборе и уйти на более спокойную службу священником в село. Федот Карпович попросил его снять обувь и осмотрел ноги. Оказывается отец Алексей страдал болезнью, известной в народе, как «волосатики». Вылечивалась она нелегко. Но Федот Карпович лечил болезнь по-своему. Он дал Алексею флакон деревянного масла, которое присылали ему из Афона, и дал наставления, как мазать больное место.
Отец Алексей выполнил все, что советовал делать Федот Карпович. Раны стали затягиваться, и ноги стали здоровыми. После этого Отец Алексей стал еще более внимателен к Федоту Карповичу.
Если сравнить развитие в мысли того и другого, то, конечно, Федот Карпович был развит и образован гораздо больше. Мне пришлось быть знакомым и с тем и с другим, поэтому могу сравнивать. Федота Карповича помню по детским годам, а с отцом Алексеем я общался уже будучи в возрасте двадцати пяти лет, когда в некоторых житейских вопросах разбирался хорошо.
Отец Алексей из-за своего сильного и красивого голоса выделился и жил в молодости хорошо, служа протодиаконом в кафедральном соборе в Казани. В практической жизни он был хозяйственным. Будучи священником в Тагашеве. приобрел себе земельный участок и занимался сельским хозяйством. Хотя и не было в этом никакой нужды, так как детей он не имел, а жить мог бы и на свое жалование и доходы от прихода.
Федот Карпович в своей повседневной жизни, будучи молодым и здоровым человеком, пока воспитывал детей, жил своеобразно. Он знал свою работу и не расставался с книгой. Как говорилось выше, и на работе вместо отдыха у него было чтение. Это был человек не от мира сего. На общие собрания он не ходил, а все свободное время уделял чтению и домашним заботам по своему хозяйству.
Иногда он выходил на подсобные заработки по кладке печей, которые клал отлично. Он научился этому ремеслу еще в молодости. Когда генерал-майор восстанавливал свою усадьбу, молодой Федот был приставлен учеником к мастеру печнику. Но чаще он ходил работать туда, где была нужда в этом и его очень просили.
Поселившись отдельно от семьи, Федот Карпович вначале помогал в уборке урожая. Но после здоровье его стало ухудшаться, и он уже не ходил часто домой, а бывал только в исключительных случаях.
Летом он ходил в своём самотканном понитке, который имел почтительный возраст, но выглядел как новый, потому что хозяин был человеком бережливым и обращался с ним аккуратно.
Помню случай. Мне было не больше 8 лет. Федот Карпович шел к сыну из своей кельи. Дело было под вечер, день был воскресный. Народ группами отдыхал у домов. Кто сидел на завалинке, кто просто на земле, на зеленой лужайке. Вели разговоры о житьи - бытьи в старину, вспоминали какие-то интересные случаи. Словом, люди чувствовали себя хозяевами в данном положении. Никого не боялись и никого не ждали. Молодежь в это время собиралась в хоровод на своем постоянном месте.
И вот из-за угла крайнего дома Степана Ивановича Чичканова вышел Федот Карпович с посохом в руке и направился к дому сына Федора. Когда молодежь его увидела - хоровод рассыпался - побежали кто куда. Лишь бы не слышать слов упрека от Федота Карповича.
Кто сидел у дворов, при его проходе вставали и здоровались. Он отвечал им поклоном со снятием шляпы, как это водилось в старину.
Как человеку не от мира сего, ему, видимо, не нравилось слишком шумное веселье молодежи, непристойные слова, вульгарные песни, сальные и похабные рассказы. Он бичевал своими словами всех, кто не мог себя скромно держать в обществе. При виде Федота Карповича все чувствовали себя скованно и всяк по своему относился к его появлению.
Местные вспоминали, что еще ранее, когда Федот Карпович по долгу необходимости посещал сельские сходы, при нем не было ни брани, ни сквернословия. Так сила его высказываний, сила его высокого духа покоряла всех и каждого.
Когда он уже ослаб и почти никуда не выходил, за ним ухаживала старшая дочь Анна Федотьевна. Она жила почти рядом с его кельей и навещала его все чаще, чем слабее он становился. Дочь Анны Катя, будучи грамотной, читала дедушке псалтирь, когда из-за удушья ему было трудно читать. Несмотря на свою физическую слабость и удушье, Федот Карпович не переставал молиться и поститься. Тем самым он все больше и больше изнурял свое тело и укреплял свой дух. Тем и отличался от основной массы людей.
Так шли года. Федот Карпович поучал и вразумлял массы народные, а сам все хирел. В конце концов пришло время ему оставить этот суетный мир и перейти в мир иной. Всю жизнь он готовился к этому, словно собираясь ежечасно оставить его, молился и постился.
Много он своими душевными словами помогал людям мятущимся. К нему шли и ехали за советами, просьбами помолиться за них и за близких людей. Слава о нем проникла не только в Казань, но и другие отдельные места. И всяк по-своему изливал свои нужды и житейские лишения.
Всем Фёдор Карпович давал успокаивающие советы. Люди, побывавшие у него с какими - либо пороками из своей жизни, уходили успокоенными с твердым намерением измениться. И изменялись в хорошую сторону.
Для примера приведу историю Федора Михайловича, серебряника, ювелира, чеканщика. Это был хороший мастер по серебрению и чеканке риз на иконах. Как он попал к Федоту Карповичу, не знаю. Но только знаю его уже трезвым и почитающим старца человеком, который для Тагашевской церкви Покрова Пресвятой Богородицы много и с высоким искусством изготовлял ризы для икон.
Иногда он приезжал в деревню Арыш-Хазда повидаться со старцем и привозил на отдельной лошади продовольствие для безродных старушек, которые жили в богадельне: горбатенькой Параскевьюшке, слеповатой Авдотье, сухорукой Пелагее и кривой Устинье.
Богадельня была построена по просьбе Федота Карповича всем обществом с помощью помещика Дмитрия Александровича Корсакова. Она была разделена на две части. В одной части и жили старушки, и роды принимала опытная повитуха Анна. В большей части собирались все желающие помолиться, послушать, как Федот Карпович читал акафисты, каноны и житие святых. Присутствующие пели ирмосы и молитвы. Богадельня существовала на добровольные и совершенно случайные пожертвования. Каждый приносил, чего мог.
Обратимся вновь к Федору Михайловичу. В своем пьянстве он доходил до того, что ночлегом его было каждое место, где свалится. Оборванный с измятой опухшей
физиономией являлся он в свою семью, пугая жену и детей. Из-за пьянства не давал он им той жизни, которую мог дать по своему заработку. Федот Карпович исцелил его
от пьянства. После он не пил ни капли вина и стал жить так, как подобает жить человеку с искусными руками. То есть, не только безбедно, но даже и богато.
Нередко к Федоту Карповичу привозили людей буйных, связанных. Он велел развязать и оставить с ним наедине. Не известно, что говорил он этим людям. Только от старца
они выходили тихими и скромными. Приходили  и приезжали к нему люди с целью испытать его, а потом посмеяться. Но и эти уходили друзьями, а потом сами
рассказывали о своем пустом замысле.
Шли года, Федот Карпович все слабел и слабел телом. И вот 6 января 1895 года в 10 часов дня его не стало. В тот день, как и всегда, будучи слабым, он своей дочери Анне велел поставить ему чаю. Она сказала, что поставит самовар и принесет чаю, как делала раньше.
Федот Карпович по обычному своему заведенному правилу зажег лампаду, положил на стол псалтирь и приступил к моленью.
Анна Федотьевна приходит с чаем и видит Федота Карповича, стоящего на коленях у стола, где лежит раскрытый псалтирь, горит по-прежнему лампада. А Федот Карпович, как от усталости, положил руки на стол, на них опустил голову. В таком состоянии он словно застыл, стоя на коленях.
Анна Федотьевна сразу не стала тревожить отца. А потом, боясь, что чай остынет, стала звать его. Но он - ни слова. Она подошла, стала его будить. Но он уже заснул навек.
Испугавшись, она бросилась к брату Федору, который только что приехал с обедни. С ним и со снохой пошли они в келью, подняли старца, произвели все необходимые действия. Стали думать о похоронах. На следующий день было решено произвести и похороны. Словно молния весть о смерти старца облетела его прихожан. Утром 7 января наехало много народу, как в самой деревне, так и в Тагашево. День был воскресный и второй день престольного праздника Крещения. Народу собралось очень много. Погода стояла снежная и холодная с метелью. Но, несмотря на это, тело Федота Карповича в гробу несли до самой могилы на руках. Тагашевская церковь с трудом вмещала желающих отдать последний долг почившему.
Федот Карпович пользовался большим уважением среди крестьянского населения верст на 100 в окружности от Арыш-Хазды. Влияние его было весьма благотворно. Поэтому такой человек не может быть забытым. Память о нем живет и до сих дней, так как он поучал народ жить по совести и пуще всего избегать гордости. Он сильно верил в Бога и людей призывал к вере. Прежде всего, он советовал молиться Богу усердно и посещать церковь, говоря: «Кому церковь не мать, тому Бог не отец».
Такой вот был Федот Карпович с юных лет и до старости.

 

На главную

 

Hosted by uCoz