АНДРЕЙ ГУРЬЕВИЧ ЛОШАДКИН


Андрей Гурьевич Лошадкин
(1881-1942)
художник - агроном

В феврале 2004 года в Государственном музее изобразительных искусств РТ открылась выставка произведений А.Г. Лошадкина, это первая персональная выставка, представляющая его творчество в разные периоды его художественной деятельности с 1903 года по 1942 год: натурные рисунки, штудии, офорты, акварели, живописные произведения.
Большинство работ принадлежит семье художника. Всего в настоящее время, благодаря сыну художника Виктору Андреевичу Лошадкину, сохранилось около 300 рисунков, рукописных книг, писем, документов А.Г. Лошадкина. Многие периоды творчества безвозвратно утеряны из-за исторических и других обстоятельств жизни.
Выставка дала возможность не только представить творчество художника во всем возможном на сегодняшний день объеме, но проявила во всем масштабе личность этого человека, его нравственную чистоту, пример беззаветного служения своему делу.
Факты биографии А.Г. Лошадкина - это четкая реализация в эпохе, жизнь А.Г.Лошадкина - это жизнь страны, ее движение от демократизации общества на рубеже XIX и XX веков к тоталитарному режиму. Крестьянский сын получает два высших образования в Российской империи - художественное и сельскохозяйственное; честно служил своему делу и своей стране, независимо от политического строя и завершает свою жизнь в сталинских лагерях.
Родился Андрей Лошадкин в крестьянской семье в 1881 году. Семья жила патриархальным укладом, труд и доброта считались главными жизненными принципами. Чувство живого, нравственная ясность семьи вела А.Г.Лошадкина по жизни всегда и помогала отличать добро и зло в разные времена.
Еще одно формообразующее начало его личности - обучение в школе родной деревни Арыш-Хазда, где он получил начальное образование. Школа была открыта просвещенным помещиком, профессором истории Казанского университета Д.А. Корсаковым. И, конечно, его первая учительница Фавста Александровна Альбинская, выпускница Смольного института благородных девиц, оказавшаяся в столь глухих местах на гребне движения «хождения в народ» 80-х годов XIX века.

Именно она поддержала его «баловство» - рисование лошадок и другой живности.
В 1901 году поступает в Казанскую художественную школу (КХШ).
«Устав школы, согласно которому учащихся зачисляли, не считаясь ни с социальным положением, ни с национальной принадлежностью носил явно демократический характер. В основе всей деятельности школы лежало стремление сделать изобразительное искусство средством просвещения и воспитания масс, что превращало ее в центр не только образования, но и художественной культуры обширного Волго-Вятского края.
В значительной степени ее деятельность была окрашена либерально-народническими, просветительскими идеалами, захватившими широкие круги провинциальной интеллигенции и проникающими в сферу художественного образования». (Ключевская Е.П. Вводная статья к каталогу Н.И.Фешина, 1992, с.8).
Демократизм общения, принятый в школе, позволяет А.Г.Лошадкину знакомиться и общаться с очень разными людьми: членами семьи Корсаковых, нефтепромышленником Ильинским, предводителем дворянства А.Н.Боратынским и, конечно, студентами самой КХШ, с некоторыми он поддерживал отношения вплоть до своей гибели, например с Надеждой Ливановой (ее потомки живут в Казани, сын Ливановой - профессор Казанского университета).
В связи с историей КХШ начала XX века интересен вопрос: а знали ли друг друга А.Лошадкин и Н.Фешин? Жизнь складывалась так, что эти два казанца постоянно разъезжались. Если один приезжал в Казань, другой уезжал в Петербург или другие места и наоборот. Но любознательный Лошадкин мог встречаться с Фешиным на выставках в Петербурге, когда жил там с 1908 по 1917 год. По рассказам матери Виктора Андреевича Лошадкина, сына художника, в семье хранилось три письма Н.И.Фешина, датированных 1926 годом и адресованных А.Лошадкину, в которых Н.И.Фешин предлагал своему адресату переезжать в Америку.
Письма были уничтожены перед арестом А.Г.Лошадкина.
А. Г. Лошадкин учился на графическом отделении КХШ, открытом в 1898 году. Поступив в школу в 20-летнем возрасте, проходит обязательные классы элементарного рисования, последовательно учась рисованию в портретном классе, выполняя античные штудии, и завершает обучение в натурном классе. Как видно по отметкам на рисунках получает по всем видам обучения высокие баллы. Ощущается проникновение в поставленную перед студентом учебную задачу. Эти рисунки наиболее раскованы, несмотря на учебный их характер, есть ощущение работы свободного художника.
В 1905 году А.Г.Лошадкин заканчивает с отличием КХШ. Некоторое время преподает в гимназии Сызрани. Того периода сохранился альбом его натурных зарисовок. На одном листе часто несколько изображений, края которых растворяются в поле листа. Сами зарисовки выполнены в штриховой манере. Они основательны, подробны. Очень точно передают социальный тип того или иного персонажа - обитателей провинциального городка: мечтательных девушек, светлые образы молодости, тяжеловесных купчих, провинциальной интеллигенции, уставшего и умного учителя, благостного священника. Это зарисовки - проявление большого интереса художника к человеку и желания не потерять выучку школы.
В 1908 году А.Г.Лошадкин поступает в Академию, с целью продолжения художественного образования. Средств не хватило. Переходит на высшие сельскохозяйственные курсы (ВСК), предмет был близок его крестьянскому происхождению. Впоследствии работает вплоть до своей смерти на земле и при царе, и коммунистах - не важно, он честно выполнял свое дело, которое знал и любил.


С 1913 года он на службе земского агронома в городе Ямбурге Петроградской губернии. Сохранился документ 1916 года, выданный Петроградской Земской Управой агроному Лошадкину А. Г., уполномоченному производить приемку семенного овса и закупку хлеба для армии в Тульской Губернии. В его ведении находились фуражные склады, зерно, мука, семенной фонд.
В 1917 году, с февральской революцией на него было совершенно покушение. В этом же году уезжает из Ямбурга в Казань. Здесь заведует отделом Казанского Губернского продовольственного Управления.
В 1918 году - старший агроном Пестречинского и Арского Кантона, в 1920-е годы находится на службе агронома-консультанта в Центральном Доме крестьянина, много сил отдает организации сельских хозяйств, государственных молочных ферм.

На своем приусадебном участке с 1920 по 1938 год экспериментирует с различными культурами, превращает бесплодное по природным условиям место в цветущую землю. И даже находясь в ГУЛАГе в Свияжске, сажает по своей инициативе фруктовые деревья, кустарники, цветы.
Но, будучи агрономом, А.Г.Лошадкин не оставляет рисование. К сожалению, рисунков периода Петербурга не сохранилось, хотя по семейным преданиям писал акварелью царя Николая II, встреча состоялась при содействии племянника царя, учившегося на Высших сельскохозяйственных курсах, певца Л.Собинова и дрессировщика Дурова. Рисовали его, в том числе академик Л.Чернов.
Казанских рисунков 20-х годов также не сохранилось. Всегда преподавал в гимназиях и школах где бы ни жил: в Петербурге, Казани, других городах. Составил методику преподавания рисования для детей уже будучи в заключении.
«Врагом народа» стал по злому навету, собственно за свое усердие и честность - это далеко не всем нравилось. На суде вспомнили, что был знаком с Н.И.Вавиловым (на ВСК он был аспирантом), что выступал против системы Лысенко в Татарии. В результате статья № 58. Заключенный Лошадкин использовался как специалист по сельскому хозяйству, лесонасаждению, рыболовству.
Много рисует, находясь в заключении. Он как бы заново открывает рисование. Рисунки сделанные в заключении, интересны своей непосредственностью. Как он пишет в письме к сыну: «в рисунках отводил душу». Действительно душа его была где-то в другом месте, чем его тело: рисунки чаще всего написаны по воображению, натурных зарисовок почти нет - это виды тех мест, где он когда-то жил: река Меша, домики, затерянные в снегах, любимые лошадки. Летом писал зимние пейзажи, зимой - летние. Трогательные, как воспоминание о детстве художника, они рождались как желание наслаждения тишиною бытия.
Благодаря рисованию он выживал в колонии. У него было правило: рисовать хотя бы по одному рисунку в день. Выполнены они на ветхой бумаге школьной акварелью или цветным карандашом. Ничего он так не просит настойчиво в письмах домой, как привезти материалы для рисования. И лишь изредка: «И если не трудно сухариков».
Умирает А.Г.Лошадкин в Свияжске в 1942 году.
 В 1986 году посмертно реабилитирован.
Творчество А.Г. Лошадкина - не связано с достоинствами художественных поисков, не столь артистично, как творчество замечательных русских художников его времени. Но оно ярко демонстрирует влияние изобразительного искусства, изобразительной деятельности на формирование личности человека в его стремлении двигаться в своем совершенствовании или хотя бы сохранить в себе самое лучшее.

Нейдерова И. Я.,
старший научный сотрудник ГМИИ РТ

Иллюстрации предоставлены В.А.Лошадкиным


Лагерные рисунки

Иллюстрации предоставлены В.А.Лошадкиным


Книга "Методика рисования" - авторское учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ, написана Андреем Гурьевичем в 1941 году. В 2004 году его сын Виктор Андреевич при содействии завода "Электроприбор" осуществил первое издание книги. Теперь читатели, по прошествии 53 лет, видят добросовестно и с любовью сделанную книгу с воспроизведением качественных рисунков автора.

Скачать PDF (4,9 Mb)

В 2010 книга переиздана:

Презентация книги А.Г.Лошадкина «Методика рисования» (1942)
11 декабря 2010
Виктор Андреевич(сын художника А.Г.Лошадкина),на презентации книгиВиктор Андреевич(сын художника А.Г.Лошадкина),на презентации книги
Письмо А.Г.Лошадкина из Свияжского ГУЛАГаПисьмо А.Г.Лошадкина из Свияжского ГУЛАГа
В выставочном зале информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» ГМИИ РТ состоялась презентация книги Презентации книги А.Г.Лошадкина «Методика рисования» (1942).
Андрей Гурьевич Лошадкин (1881-1942) для казанских историков искусства интересен, прежде всего, как выпускник Казанской художественной школы (1901-1905). С 1970–х годов в ГМИИ РТ хранятся пять произведений А.Г. Лошадкина: два офорта, два акварельных портрета «Портрет неизвестный» и «Портрет Фавсты Александровны Альбинской» и подготовительный к офорту рисунок карандашом. В коллекцию музея они попали при участии искусствоведа Г. А. Могильниковой. В 2004 году в музее прошла первая персональная выставка произведений А.Г.Лошадкина, представляющая творчество в разные периоды его художественной деятельности, с 1903 по 1942 годы.
Студенческая штудия А.Г.Лошадкина (1902)Студенческая штудия А.Г.Лошадкина (1902)
И.Н.НейдероваИ.Н.Нейдерова
Выставка дала возможность не только представить творчество Лошадкина как художника, но проявила во всем масштабе личность этого человека. После выставки коллекция музея пополнилась новыми произведениями Лошадкина и его портретом работы Надежды Ливановой (1938). Н.Ливанова была соученицей Андрея Гурьевича по КХШ. Архив музея приобрел документы и письма А.Г.Лошадкина своим детям из Свияжской колонии для политзаключенных.
В семье Лошадкина в настоящее время хранятся его рисунки и книги, написанные им в заключении на оберточной бумаге в редкие часы между принудительными работами – интереснейшие свидетельства мужества и воли к жизни этого человека, заботящегося в трудных для себя обстоятельствах об обучении детей рисованию, посадке овощей и фруктов в наших природных условиях, об использовании казанских оврагов на пользу горожан.
Одна из этих книжек, «Методика рисования», была напечатана по инициативе и на средства сына А.Г. Лошадкина, Виктора Андреевича. Большую работу по ее изданию проделали сотрудники музея, заслуженный работник культуры РТ Н.М. Аксенова и И.Н.Нейдерова. Неоценимую поддержку оказали Т. Дернова и О.И Резник.
Книга «Методика рисования» А. Г. Лошадкина – это авторское учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. Книга представляет историко-культурный интерес как памятник учебно-дидактической педагогики 1930-х годов. В современных условиях эта методика не может быть руководством к действию для учителей, но она являет собой пример высокого Учительства, ответственного отношения к воспитанию подрастающего поколения, стремления старших передать детям накопленные знания и умения, необходимые для жизни.
Н.М. АксеноваН.М. Аксенова
'Методика рисования'"Методика рисования"
А.Г.Лошадкин называл себя «художник-агроном». С 1908 года его жизнь была связана с сельским хозяйством, сначала в Ямбурге, когда он окончил Петербургские сельскохозяйственные курсы, а с 1918 по 1942 года - в Татарии. Но в течение всей своей жизни он рисовал сам и учил рисованию детей. Рисование спасало его от отчаяния в колонии. Творчество А.Г. Лошадкина не связано с достоинствами художественных поисков, не столь артистично, как творчество замечательных русских художников его времени, в том числе Н.И. Фешина, с которым он был знаком. Но жизнь А.Г. Лошадкина ярко демонстрирует влияние изобразительного искусства на формирование личности человека в стремлении двигаться в своем совершенствовании.
Программа презентации:
Выставка произведений А.Г. Лошадкина в конференц-зале.
Выступления:
1.Аксенова Н.М. , заслуженный работник культуры РТ.
Учебно-методическое пособие художника-педагога А.Г.Лошадкина.
2.Нейдерова И.Н., зав. отделом ГМИИ РТ
Художник-агроном А.Г.Лошадкин.
3. Карташева Е.И., зав. отделом НМ РТ
Историк, профессор Казанского императорского университета Д. А. Корсаков и А.Г.Лошадкин.
4.Середа Г.И.
Свияжские узники. Политзаключенный А.Г. Лошадкин
5. Гильмутдинова А.О., преподаватель КХУ им. Н.И. Фешина
Казанская художественная школа в начале ХХ века. Работы А.Г. Лошадкина в методическом фонде КХУ им. Н.И. Фешина
6.Чучев А.А., заслуженный учитель РСФСР, художник-педагог
Находки в методике и замечания.
8. Лошадкин В.А.
Воспоминания о моем отце.
Поездка в Тагашево, на родину А. Г. Лошадкина.

http://www.virtualrm.spb.ru/ru/node/6726


Выставка работ А.Г.Лошадкина в Отделе искусств центральной юношеской библиотеки г. Казани

Фото Дюльдевой Г.С.

На главную

 

Hosted by uCoz