Пятница, 26.04.2024
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Гостевая книга [ Добавить запись ]

Страницы: 1
Показано 1-4 из 4 сообщений
4. АРСЕНТЬЕВА Светлана   (17.02.2013 19:59)
0  
До истории здесь рукой подать

Церковные стены пережили и войны, и революции
В селе Тогашево Пестречинского района на сто домов пять улиц: Заречная, Космонавтов, Молодежная, Новая и Юности. Названия вполне современные, но вот как раз молодежи-то в селе практически нет. Разве что дачники, облюбовавшие этот участок на берегу Меши.
И ведь как причудлива история – храм Покрова Пресвятой Богородицы расположен на улице, названной в честь космонавтов. Вернее, улица пролегла как раз там, где больше двух столетий стоит одна из старейших в республике церквей. Яркий голубой купол (редкость, между прочим, ведь чаще купола храмов покрывали сусальным золотом или краской «под золото») – символ высокого летнего неба, покрова всей земли.
А привели нас в Тогашево слухи о том, что именно здесь по сей день сохранилось здание… крепостного театра, принадлежавшего когда-то местному барину Желтухину. Чудеса, да и только. Так что собрались мы в одночасье, благо сельцо находится недалеко от Казани – полчаса по челнинской трассе и еще немного по проселочной асфальтированной дороге.
Храм чудесами славен
Правда, к театру мы попали не сразу. Исполняющая обязанности главы Кулаевского сельского поселения Наталья Поповская в первую очередь решила показать нам обновленную церковь и рассказать о своем немаленьком хозяйстве. Шутка ли: на женских плечах – забота о населении пяти деревень – Кулаева, Арышхазды, Тогашева, Карповки и Больших Дюртилей. Народу здесь проживает около 1800 человек, так что только успевай поворачиваться.
– У нас ведь как? Крыша протекла – в сельсовет, муж напился – в сельсовет, коза соседская капусту на огороде объела – опять же в сельсовет. Это не считая действительно серьезных проблем вроде выхода из строя водопровода и т.д. И как вы в городе без сельсовета живете? – улыбается она.
…Построенный в 1787 году каменный двухпрестольный храм долгие годы был настоящим украшением села. Но во времена повального безбожия ему досталось… Воинствующие атеисты разломали изразцовые печи, уничтожили иконостас. Здание храма использовали под склад – в нем хранили минеральные удобрения. К концу ХХ века целыми оставались только стены – на яичных желтках замешивали раствор! – да мощные дубовые балки.
В 1997 году, решив взяться за восстановление храма, прихожане отправились к архиепископу Казанскому и Татарстанскому Анастасию. Тот поинтересовался: «Где деньги на восстановление возьмете?». Всем миром, отвечают, с божьей помощью строить будем. Благословил.
Более двенадцати лет потребовалось на то, чтобы привести церковь в надлежащий вид. Немало собственных средств и сил вложил в строительство Виктор Лошадкин, уроженец здешних мест. В мае 2009 года архиепископ Анастасий приехал на освящение храма.
Конечно, до былого благолепия храму еще далеко. Роспись попроще первозданной, взамен прежних хрустальных люстр – симпатичные электрические светильники. Их, кстати, стараниями Виктора Андреевича сделали на казанском «Электроприборе». А вот иконостас заполняли всем миром – часть образов сельчане сумели-таки сохранить, и большинство прихожан считают своим долгом привезти в храм икону «своего» святого. Службу здесь сегодня ведет отец Сергий – энергичный, молодой.
– У нас тут до истории рукой подать. И чудеса случаются, – говорит прихожанка Любовь Сухова, к слову, бывшая сотрудница казанского музея имени Горького. В Тогашеве она живет девятый год – говорит, Бог привел.
– Несколько лет назад двум жителям деревни, супругам, было явление Пресвятой Богородицы, – рассказывает она. – Над самой маковкой храма оба наблюдали четкий образ женщины с покровом в руках… И ведь что интересно – прекрасная половинка в этой паре православная, а муж – мусульманин. И обоим Богородица показалась – лишнее вам подтверждение, что един Бог-то…
С тех пор тот день, а произошло это 5 сентября, в селе чтут особо.
Призрак оперы
А до здания, в котором, как утверждают, когда-то располагался крепостной театр, мы все же добрались. Оно пока сохранилось. Даже два лепных «медальона», в центре которых букеты роз, перевитые лентами, уцелели в правой части фасада, под самой крышей. Вот уже несколько лет здание пустует, а потому потихоньку рассыпается.
Мы все же рискнули заглянуть внутрь. Сводчатый потолок – здесь наверняка был зрительный зал. Пол почти весь разобран, так что к «сцене» мы пробирались по поперечным половым балкам. Небольшое усилие воображения – и можно представить себе несколько рядов обтянутых красным бархатом кресел, бархатный занавес и хрустальную люстру, придающую залу особую торжественность… Кажется, прислушайся – и уловишь легкий шорох дамских кринолинов, звуки настраиваемых инструментов. Говорят, оркестр у Желтухина был – из лучших в Казанской губернии, да и приезжих знаменитостей здесь принимали.
Похоже, в здание было два входа – зрители входили в театр через главное крыльцо, а вот крепостные актеры поднимались в гримерки с черного хода. Затем по деревянной лестнице поднимались на сцену. Лестница сохранилась и по сей день. Ее не раз подновляли: резные балясины соседствуют с плохо обструганными столбиками…
Кто знает, может, мы были последними «зрителями» уходящего в небытие театра, ведь восстанавливать здание наверняка некому. Храму повезло, вера, говорят, не умирает, а вот театралов в селе увы, не осталось. Да и о том, что был здесь когда-то крепостной театр, в Тогашеве уже никто не помнит.
А ведь восстанови мы старинное чудо – глядишь, и появилась бы на карте республики еще одна туристическая достопримечательность. Англичане с их трепетным подходом к истории точно не упустили бы шанс.
Рождались в селе и художники
Много лет назад село это было процветающим и многолюдным – по некоторым данным, около двух тысяч человек здесь проживало еще век назад. А известным его сделали храм, театр и… начальная школа, открытая для сельских ребятишек просвещенным помещиком, профессором истории Казанского университета Дмитрием Корсаковым. В конце XIX века в ней преподавала выпускница Смольного института благородных девиц Фавста Альбинская. Именно она рассмотрела в одном из своих учеников – Андрее Лошадкине – талант живописца и посодействовала его дальнейшему образованию. Он стал известным до революции живописцем, учился в академии художеств. Согласно местной легенде Лошадкина даже приглашали в Санкт-Петербург писать портрет Николая II.
А вот второе образование Лошадкина вполне соответствовало его крестьянскому происхождению. Уже после Октябрьской революции он стал земским агрономом Пестречинского района, уважал генетику и был дружен с академиком Николаем Вавиловым. Эта дружба сыграла роковую роль в жизни Андрея Гурьевича – он был репрессирован и умер в Свияжске в 1942 году. Реабилитирован был только в 1986 году, во многом усилиями своего сына Виктора Андреевича Лошадкина, того самого, что столько сил положил на восстановление местного храма.
Точки роста и клубок проблем
Как живет историческое село сегодня? Да так же, как большинство сел в республике. В числе самых болевых точек «хозяйка» пяти деревень называет высокие тарифы на услуги ЖКХ, отток молодежи в город, оформление земельных участков, содержание многоквартирных домов, обеспечение качественной питьевой водой.
Чтобы молодежь не рвалась в город на постоянное жительство, возвращалась к родным истокам, нужно расширять границы сельских поселений, отводить землю под строительство жилья для местного населения, в том числе для молодых семей, утверждает Поповская. Причем выделять желающим участки необходимо в хороших, живописных местах, да поближе к центру села, к школе, к детскому саду. И тягу к крестьянскому быту поддерживать. Пока в личных подворьях дойных коров немного, зато в последнее время во дворах частных хозяйств все чаще появляются козы.
Другая головная боль – безответственное отношение к собственности владельцев земельных участков, особенно так называемых дачников. По закону владельцев участков, пребывающих в запустении, нужно штрафовать. Так ведь чтобы найти такого хозяина, требуется масса времени. А его у Поповской катастрофически не хватает.
Обязанностей на глав муниципальных образований возложили много, да и прав вроде хватает. А финансово поддержать как-то не торопятся… Вот и выкручивайся. В какой-то степени выручает Наталью Владимировну педагогическое образование. Если со взрослыми, как с детьми, лаской да уговором, если прежде чем спросить, сначала что-то предложить, то и отношения складываются добрые. Например, базовое хозяйство ООО «Соя-Кулаево» часто помогает администрации с ремонтом и уборкой дорог. Не остаются в стороне представители местной бюджетной сферы. А недавно сельсовет выиграл грант на благоустройство родников. Глядишь, целебный источник в Больших Дюртилях удастся в порядок привести. Тем более что эту инициативу поддержал глава Пестречинского района Шайхулла Насыбуллин.
Так потихоньку, кирпичик за кирпичиком, и строится фундамент современной сельской жизни. Но вот меценатов, желающих участвовать в реконструкции старинного крепостного театра в Тогашеве, пока нет. Разобраться бы с делами насущными, не до древностей. А может, зря?

3.   (26.01.2010 00:22)
0  
«АСТРАХАНКИНСКИЙ МЕЧТАТЕЛЬ» ВЕРИТ В ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО

26 октября 2005 г. «Вечерняя Казань»
Алия ЗИГАНШИНА


Вообще-то Юрий Вульфович живет в Москве. Но несколько лет назад он, по собственным словам, «бросил высокооплачиваемую работу» и теперь большую часть года проводит на родине предков, в Казани. Говорит, еще с юности мечтал заняться детальным изучением своей родословной, заслушиваясь воспоминаниями мамы, выпускницы Родионовского института благородных девиц Елизаветы Орловой. По иронии судьбы, родилась она в доме на улице Первая Гора, где сейчас располагается музей Ленина...
На прошлой неделе Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий назначил своим указом председателя приходского совета церкви Казанской иконы Божией Матери. Теперь Юрий Гуревич занимается восстановлением храма в селе Астраханка Лаишевского района, так сказать, на официальном основании. Хотя по-прежнему в одиночку и без какой-либо финансовой помощи.
По будням Гуревич работает в архивах - взялся за составление генеалогического древа, где выводит родственные связи со многими казанскими дворянскими фамилиями, в том числе Державиными, Боратынскими, Толстыми, Мо- залевскими... А на выходные отправляется к «родным пенатам»: до революции Астраханка принадлежала его деду, Аркадию Тимофеевичу Орлову. Здесь с утра до вечера расчищает остатки церкви, которую по указу императрицы Елизаветы Петровны построил другой пращур Юрия Вульфовича, помещик Андреи Нармоцкий. (Вот, видимо, откуда пошло название соседней с Астраханкой Нармонки. - А.З.). В библиотеке Лобачевского Гуревич разыскал брошюрку из серии очерков об истории местного края, посвященную Астраханке. Описана там и история явленной иконы.
- Как и полагается, с обретением образа связана легенда, - рассказывает Юрий Вульфович. - Крестьянину, пахавшему на краю деревни, Богородица трижды являлась во сне и всякий раз велела копать землю под тремя соснами, которые росли неподалеку от поля. Найденная икона не сразу обрела свое постоянное местожительство - двадцать лет она хранилась в приходской церкви села Карадули, пока в 1760 году не был возведен храм в Астраханке.
Конечно, до наших дней те сосны не сохранились. Да и церковь сейчас в полуразрушенном состоянии. После революции храм использовали под зернохранилище, а пристрой к церкви, выполненный в конце XIX века, был и вовсе разобран по указанию колхозного ветеринара для нужд фермы. По подсчетам Гу- ревича, стены в алтаре и трапезной разрушены примерно на 40%, отсутствует кирпичная кладка сводов, «великолепная», как вспоминают старожилы, роспись тоже не уцелела. Относительно неплохо сохранилась колокольня - на нее любят залезать по приставной лестнице окрестные ребятишки. Правда, потом слезть им бывает трудновато, и они зовут дядю Юру на помощь.
- Разговоры с местными жителями отнимают много времени, - признается Юрий Вульфович. - Приходят, расспрашивают, что да как. Но помогать пока никто не вызвался.
В администрации Лаи- шевского района почин Гу- ревича на словах вроде поддержали, зам по коммунальному хозяйству даже обещал помочь людьми и техникой, но через год энтузиаст дождался от администрации лишь двух тачек для вывоза мусора.
Усовершенствовав их конструкцию, Юрий Вульфович вывез, по собственным подсчетам, около 250 кубометров кирпичного боя и грунта, пять пудов битого стекла, выкорчевал три десятка деревьев, корнями проросших в фундамент... Словом, объем работ - начать да кончить, но это 66- летнего пенсионера не пугает: Юрий Вульфович верит, что спонсоры найдутся, а районная администрация тем временем приобретет обещанные двери, и в 2006 году праздник Казанской иконы Божией Матери жители села отметят уже в церкви...
В Астраханке сейчас насчитывается чуть больше десятка крестьянских дворов, остальные дома летом заселяют дачники. Но у коренных жителей сохранились церковные предметы - Юрию Вульфовичу обещали вернуть напрестольный крест, иконы святого великомученика Харлампия и великомученика Пантелеймона.
- Самое главное, я нашел явленную икону! - утверждает Гуревич. - Точнее, есть два схожих образа - один хранится в Астраханке, другой был вывезен из села и сейчас находится в Москве. Теперь хочу привлечь специалистов определить дату происхождения обеих икон и установить, какая из них является оригиналом, а какая - более поздним списком.
Слушая грандиозные проекты Юрия Вульфовича по возрождению села вместе с церковью и превращения его в центр паломничества верующих, хочется Гуревича называть на манер Уэллса - «астраханкинским мечтателем». Хотя верить в чудо тоже хочется - как верили, наверное, ополченцы во главе с Мининым и Пожарским, когда с образом Казанской иконы Божией Матери двинулись на польские войска. Нынче 4 ноября впервые будем отмечать одновременно и церковный праздник иконы, и вполне светский День народного единения - а теперь скажите, кто мог об этом всерьез помыслить еще пять лет назад?

2.   (17.03.2009 19:35)
0  
Жительница села Артемьево Тутаевского района была награждена орденом Святой равноапостольной княгини Ольги, сообщает сайт Ярославской епархии. Этим орденом отмечают заслуги женщин, потрудившихся на благо церкви. И она, действительно, его заслужила. Именно благодаря Зое Александровне в Артемьеве появился храм. Меньше года ушло на строительство церкви Рождества Христова. Фундамент закладывали прошлым летом рабочие из поселка Октябрьский, кирпичи везли из Иванова, стены возводили тутаевские мастера, крышу крыли рыбинские рабочие, а купола изготавливали москвичи, те, что делали главы храма Христа Спасителя. Зоя Александровна в деталях перечисляет тех, кто строил. И вспоминает, что многие до последнего не верили, что храму быть.

Последние 7 лет, признается Зоя Александровна, она провела на колесах – в постоянных разъездах по области и за ее пределами. Собирала деньги. Приходила к спонсорам и простым людям. Павел Павлович Кочнев – единственный артемьевский ветеран, вернувшийся с войны. На храм в родном селе выделил из своей скромной пенсии 300 рублей. Говорит, как же не дать, ведь Бог в войну от пули уберег.

Сама Зоя Александровна – родом из затопленной Мологи. Когда ей был год, семья перебралась сюда. Правда, большая часть ее жизни прошла в Рыбинске. Но, выйдя на пенсию, Зою Александровну потянул к себе родной дом. На земле пенсионерка развила бурную деятельность. На сорока сотках выращивала, говорит, даже арбузы. А ещё 76 видов цветов. Раньше были и коровы, и куры. Сейчас живность пришлось продать – все время отнимают заботы по храму.
Видео: http://rian.ru/video/20080424/105815224.html

1. Николай Ардабьевский   (24.10.2008 18:30)
0  
Добрый день.
Ваша страница в моем списке.
Жду от Вас новостей, дополнений или информации о других новых сайтах.
Информация о Вас будет и в моей рассылке новостей http://subscribe.ru/catalog/religion.spasi .
Ваш Николай Ардабьевский ( E-mail - http://www.spasi.ru/email.htm )
http://www.spasi.ru/
ХРАНИ ВАС БОГ

1-4

Имя *:
Email *:
WWW:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz